###Веселые демоны внутри ###
Я люблю Англию. Я люблю этот нависающий над полем план ведущей камеры, я люблю это колебание цветов, красно-синее при постоянном участии белого, люблю рыжину, люблю болельщицкие пуза, эту особую ноту шумового фона трибун, я люблю общую для тренеров техническую зону... Наши б подрались, спалетти со спалеттями. Они регулярно делают вид, что вот ещё немного – и подерутся- а в самом энергичном, в самом агрессивном по имиджу, по стилю, по истории, по вековой английской истории – в самом агрессивном чемпионате Вселенной техническая зона общая, и никто ни с кем не дерется. Я люблю Англию.
И желаю ей всякого успеха. Потому что успех в моих ушах и успех на картинке моего телевизора может быть достигнут всяко, но английская нота в нем – это почти гарантия. Правь, Англия! Британия – вот с ней... чёрт с ней. А ты, Англия, давай, правь!
Но меня давно преследует чувство, что с английским футболом постепенно происходит упадок. Я не говорю о доходах, я не говорю о мировой экспансии, я говорю пока что только об ощущениях. Кто бы что ни говорил, а было время – Англия была европейским гегемоном. На моей современной памяти таких гегемоний было две – вот эта английская и итальянская девяностых. Предыдущую английскую я толком не застал. Мы все её не особенно застали, мы о ней читали, а тут смотрим. Разница!
Упадок итальянцев лично для меня начался и усугубился в тот момент, когда меня начало преследовать чувство особого рода. Когда непроизвольно, без предубеждения, просто вот стало – что я смотрю, в сущности, один и тот же матч. Меняются команды, вчера суббота, сегодня воскресенье, цвета рябят – но игра примерно та же. Нет, конечно, есть разница – играют топ-игроки или нет. Но если все матчи как один матч, то эпизоды с участием топ-игроков – как более интенсивные эпизоды в сравнении с остальными. Перепады темпа, в общем.
Когда-то давно мы сделали шутку в «ФК», больше философскую, чем смешную: в канун миланского дерби взяли киношные сюжеты из истории Италии, от Спартака до уж не помню чего. Там Спартак (гладиатор, охолоните) обнимал любимую и говорил: «Дорогая, Интер забил».
Сравнивали счёт лет через семьсот.
Конечно, я говорю об ощущениях. Всё это крайне субъективно. Но я так всегда- если вы раньше не обращали внимание – учтите.
Вот эта игра, МЮ – Челси... Разве вы неправильно бы себе ее представили, если бы просто узнали счёт? Да я уверен. Более-менее близко к тексту. Все легенды работают в лоб: вот Фернандо Торрес, который опять не забил, красивый такой – а не забил- выходит вроде как неправедно (или неочевидно) задвинутый Дрогба, пашет, месит кого плечом, кого коленом, и его гол – и тут Пак Джи Сун, Вот так пак!
Пак вот. Это очень приятное изображение. Я вам честно скажу: я ни секунды не жалею, что посмотрел эту игру, огромное удовольствие, гарантированное.
Но драмы нет. Это как соотношение большого кино и сериала. Актеры могут быть прекрасные, сценарии сейчас пишут офигенные для сериалов, лучшие силы задействованы... Разница в одном: в «Ромео и Джульетте» следующая серия просто не предусмотрена. А если предусмотрена – значит, никого не убьют, так, зашибли понарошку. Нет ощущения потери. Драмы – нет, один драматизм.
Я не знаю, откуда это берется. Игроки себя и друг друга точно не щадят. Они и в Италии не щадили друг друга. Клубы уже падали итальянские, гегемония была утрачена безвозвратно, а три великих тренера все ещё работали, и сборная становилась чемпионом. Ну, другая история. Только ощущение бесконечности и ненастоящести и роднит. Может, оно неправдиво? Ну... Признаю тогда. Я-то чем рискую. Я опасением делюсь.
У Италии и Англии вообще мало общего. Англия веками вела экспансию- Италия старалась хоть как-то собраться в державу. Тупик и кризис итальянской идеи развития футбольной игры, уперевшись в исчерпанность (а это всех ждет) определенной игровой философии, стал консервом и деградировал. Англичане экспортируют и продают вовсе не идею футбола- они продают свои эмоции, свой темперамент, они так когда-то захватили мир.
Я с детства, что вы хотите, помню эту ноту в интершуме стадиона.
Но она не гарантия. Она – феномен музыкальный. Я её и в «Рози О&prime-Грэди» слышал, вот только закрылось место, а нового с подобной харизмой я и не представляю. Нота – это нота.
А футбол – это футбол. Любой матч Челси – МЮ можно смотреть с любого места, в любом направлении, в любой последовательности. Это перестало быть драмой, в этом угасла неповторимость, это наркотик, как компьютерная игра.
И нет за ней больше мира во всем его многообразии. А есть только монитор с веселыми демонами внутри.
www.sports.ru