###Возвращение к «язычеству» ###
Вряд ли когда-то мог подумать Харри Стэффорд, капитан «Ньютон Хит», что спасенный его сенбернаром клуб будет так популярен. Еще меньше он надеялся на то, что на знаменитом «Уэмбли» будут присутствовать тысячи людей, размахивающих зелено-золотыми шарфиками его команды: для того, чтобы стать богатыми и знаменитыми «язычникам» пришлось перекреститься в «красных дьяволов» и сменить зелено-золотые цвета на красные.
«Ньютон Хит» – такой себе английский «Локомотив», созданный железной дорогой Ланкашира и Йорка с целью организации досуга рабочих депо. Так как название «Ньютон Хит Локомотив» было уже занято, к имени района, где базировался клуб, добавили аббревиатуру ведомства. Получилось Newton Heath LYR (Lancashire and Yorkshire Railway) или Heathens («язычники»).
Участие железнодорожного ведомства в жизни команды ограничилось собственно ее созданием и выделением поляны на Норт Роуд, на которой не то что играть в футбол – ходить было небезопасно. Игрокам приходилось маневрировать между каменными глыбами, торчащими из земли, и по возможности избегать падений. Правда, в канун важных матчей футболисты «Ньютон Хит» освобождались от работы в депо с сохранением зарплаты, а также имели право бесплатного проезда по всей стране, что существенно экономило клубные средства.
Проблемы начались после того, как «язычники» решили отойти от железнодорожников и развиваться самостоятельно. Клуб не смог потянуть даже захудалую поляну на Норт Роуд и переехал на Бэнк Стрит, поближе к химзаводу. По легенде это предприятие берегло самые ядовитые газы именно к матчам «язычников» и энергично вбрасывало их в воздух, если «Ньютон Хит» чего доброго начинал проигрывать. Соперник задыхался, а привычные к таким ароматам манкунианцы начинали бегать еще быстрее.
Несмотря на то, что именно в Манчестере в 1888 году прошло заседание сильнейших английских клубов из индустриальных центров, заложившее основы профессионального футбола, «Ньютон Хит» не попал в число избранных 12-ти команд, которые разыграли первый чемпионат Англии. Слишком слабыми были «язычники», попавшие в первый дивизион только в 1892 году, а ХХ век встретившие с кучей долгов уже во второй лиге.
2670 фунтов – это, конечно, не нынешние 713 миллионов, но все же более чем существенная сумма для тех времен, и погасить такой долг могло помочь только чудо. Они и случилось с «язычниками». Кое-как собрав 670 фунтов, клуб ждал неминуемого банкротства после встречи с кредиторами. Капитан команды Харри Стэффорд и вовсе получил двойной удар – кроме клуба он мог потерять и любимого сенбернара, который пропал незадолго до знаковых в истории «Ньютон Хит» событий. Собаку приспособили для сбора пожертвований, привязав ей на шею коробку и пустив по рядам посетителей специально организованной ярмарки. Пес, однако, вскоре сбежав, видимо поняв, что такой способ сбора средств не самый эффективный.
Сенбернара нашел владелец некоего паба Джеймс Тейлор и продал ее управляющему крупной пивоварни Джону Генри Дэвису, который почему-то решил отыскать владельца псины и решить с ним вопрос о владении собакой. Именно этот благородный порыв и стал точкой отсчета новой эпохи в истории «Ньютон Хит». Стэффорд смог уговорить Дэвиса стать спонсором футбольной команды и вскоре «язычники» перешли под контроль удачливого бизнесмена, который тут же не преминул сменить название клуба и его цвета.
До того «Ньютон Хит» бегал попеременно в бело-красных или зелено-желтых половинчатых футболках (а-ля «Блэкберн Роверс»), а перед самым крещением переоделся в бело-синее. Став «Манчестер Юнайтед» (именно такое название выбрали из списка, где еще значились «Манчестерский Централ» и «Манчестер Селтик»), игроки клуба переоделись в красные футболки и белые трусы, которым не изменяют до сих пор. Изредка манкунианцы пробовали форму в мелкую горизонтальную полоску и V-образные элементы, похожие на те, что находятся на футболках «МЮ» сейчас, но чаще всего играли в незатейливой красной форме. В запасном варианте преобладали синие и белые тона с редкими вкраплениями желтого. А вот в сезоне 1992/93 в честь столетия первого матча в профессиональной лиге запасной формой «МЮ» стали именно футболки «Ньютон Хит» – наполовину зеленые, наполовину золотые.
Болельщики «Манчестер Юнайтед» вообще склонны к красивым акциям и благородным начинаниям. Чего стоит только клуб «Юнайтед оф Манчестер», созданный как раз с приходом семейства Глейзеров как антипод нынешнего «МЮ» и обитающий ныне в седьмом дивизионе, в двух шагах от Конференции. В «Манчестере» как нигде сильны общества болельщиков, обладающие отличной организационной структурой и единством в самом главном – ненависти к американским владельцам «Юнайтед».
Удивительно, но фаны «МЮ» невзлюбили семейку Глейзеров с первого взгляда, фактически заочно, ибо протесты против прихода в клуб американцев начались еще до того, как они установили полный контроль на «Олд Траффорд». Предчувствие беды фанов не обмануло – сейчас многие из них ситуацию в клубе расценивают как близкую к критической. Об огромных кредитах, взятых Глейзерами для покупки «МЮ» и навешенных на клуб, не говорит только очень ленивый фан «дьяволов». Все те болельщики, которые облачаются в зелено-золотую амуницию поверх красных футболок, хотят показать всему миру и семейству Глейзеров свое несогласие с финансовой политикой клуба, желание сделать так, «как было раньше», и увеличить роль фанов в жизнедеятельности клуба.
Как нельзя кстати в этой связи пришлось появление «Красных рыцарей» – группы финансистов (хотя в первую очередь – болельщиков клуба) во главе с Джимом О'Нилом, бывшим директором «МЮ». Идея этой организации такова – собрать под своим крылом всех, кто готов вложить собственные деньги для выкупа «Манчестер Юнайтед» у семейства Глейзеров. Сумма нужна немалая – порядка полутора миллиардов фунтов. Но и болельщики у «МЮ» отнюдь не простые. По словам О`Нила уже сейчас ему выразили поддержку около 50-ти суперинвесторов, способных пожертвовать на его идею от 10 миллионов фунтов каждый.
Если «Красным рыцарям» удастся перекупить «МЮ» у Глейзеров, то клубную структуру ждет реорганизация по образу и подобию испанских грандов «Реала» и «Барселоны», а также некоторых немецких клубов. Всеми делами там управляют болельщики, спонсирующие клуб путем членских взносов и избирающие председателя (президента) из числа самых влиятельных фанов.
Но для того, чтобы идеи О`Нила и его соратников можно было осуществить, необходимо добиться согласия Глейзеров на продажу клуба. Именно этого и добиваются все те болельщики, которые вывешивают на матчах «МЮ» антиглейзеровские плакаты и облачаются в зелено-золотые шарфики. Они пытаются взять американцев измором, выкурить их из клуба.
Фактически на «Олд Траффорд» сейчас начинается война с зелено-золотым оттенком, ибо ответной реакцией руководства клуба на волну протестов стал запрет на демонстрацию баннеров, плакатов и транспарантов и на любые комментарии «зелено-золотой» темы со стороны игроков. Дошло даже до увольнения стюарда, работавшего на «Олд Траффорд» 19 лет, из-за того, что он отдал болельщикам конфискованный плакат. Такая реакция Глейзеров означает только одно – они считают ситуацию достаточно серьезной и давление на Джима О`Нила только подтверждает это предположение. По странному стечению обстоятельств он работает ведущим экономистом в том самом банке Goldman Sachs, который недавно консультировал владельцев «МЮ» по вопросу выпуска облигаций на сумму 500 миллионов фунтов. Сейчас его поставили перед выбором – или идти до конца в борьбе с Глейзерами, но уже без должности в Goldman Sachs или же немного остудить свой пыл. Судя по тому, что в последнее время о «Красных рыцарях» стало появляться гораздо меньше информации, Джим О'Нил задумался.
Дальнейшее развитие событий трудно предугадать, остается только надеяться, что за красивыми лозунгами и словами кроются благородные мысли и намерения, ибо когда речь идет о сумасшедших цифрах с девятью нулями сразу возникают сомнения в том, что первое является прямым следствием второго.
Сергей БАБАРИКА, Sports.ru